Нарушения речевого развития у детей: как определить и что с этим делать

Каждое новое слово ребенка – предмет гордости родителей. Дети индивидуальны, поэтому и говорить они начинают в разном возрасте, однако важно не упустить момент, когда речевое развитие оказывается нарушенным. Это явление пугает многих, однако не является редкостью. Речевые дисфункции наблюдаются в возрасте 2-4 лет у одного ребенка из десяти. Игнорировать проблему нельзя, поскольку это чревато различными дефектами. Своевременная постановка диагноза позволяет скорректировать речь уже к 5-6 годам.

undefinedAfrica Studio / Shutterstock.com

Первичное определение нарушения речевой функции

Этапы формирования речи условны. Для первого года жизни нормально, если ребенок осваивает так называемые лепетные слова, а основные, состоящие из двух повторяющихся открытых слогов, произносит уже к 9-12 месяцам (например, «мама»). В этом возрасте можно заметить некоторые нарушения функционирования слухового аппарата, нарушения речевого развития становится явными к 2-3 годам.

Определить это можно по следующим признакам в зависимости от навыков малыша в определенном возрасте.

undefined

Если этого не происходит, необходимо пройти обследование для исключения нарушений речевого развития у следующих детских специалистов:

  • дефектолога (или психолога, психиатра);
  • логопеда;
  • невропатолога;
  • отоларинголога.

Причины нарушения речевого развития

В целом можно выделить несколько групп причин нарушения речевого развития.

1. Патологии внутриутробного развития

  • вредные привычки (табакокурение, употребление медицинских препаратов, алкоголя, запрещенных веществ);
  • гипоксия;
  • инфекционные заболевания женщины во время беременности;
  • несовместимость групп крови матери и ребенка;
  • попытка прерывания беременности;
  • работа на вредном производстве;
  • рождение ранее или позднее срока;
  • стресс;
  • травмы в период вынашивания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как меняется тело ребенка, когда он становится подростком

2. Родовые патологии

  • асфиксия;
  • недостаточная масса тела (менее 1 500 г);
  • необходимость прохождения реанимационных манипуляций;
  • травмы, полученные в процессе родоразрешения.

3. Заболевания в первые годы жизни

  • инфекции, влияющие на снижение и потерю слуха (воспаления, менингиты);
  • повреждение неба;
  • травмы головы и головного мозга.

undefinedadriaticfoto / Shutterstock.com

4. Наследственность

Нередко нарушения речевого развития наблюдаются в том случае, если с подобными проблемами в детстве сталкивались мать или отец. Наиболее распространенными причинами бывают:

  • аномальное количество или строение зубов;
  • дефект неба;
  • заикание;
  • неправильный прикус;
  • патологии развития речевых зон в головном мозге.

5. Неблагоприятная атмосфера в семье

Ошибочно полагать, что нарушениями развития страдают дети в семьях, в которых родители ведут разгульный образ жизни. Одной из причин речевой дисфункции может стать недостаток общения с родителями, в особенности с матерью.

Разновидности нарушения речевого развития

Патологии развития делятся на клинико-педагогические, подразумевающие нарушения в устной и письменной речи, и психолого-педагогические – фонетико-фонетическое и общее недоразвитие, а также заикание.

1. Клинико-педагогическая классификация

Патологии развития устной речи делятся на два типа.

1. Фонационные – ребенок все понимает, но испытывает трудности с воспроизведением слов.

undefined

2. Структурно-семантические – ребенок не воспроизводит слова на слух и не понимает, что от него требуется.

undefined

В некоторых случаях наблюдаются также дисфункции письменной речи при отсутствии патологий в устной:

  • дислексия – сложности в восприятии букв, приводящие к неправильному произношению слов при чтении;
  • дисграфия – смешивание или пропуск букв при письме.

undefinedPhotographee.eu / Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Учим ребенка вежливости: 4 полезных совета для родителей

2. Психолого-педагогическая классификация

В данную подгруппу речевых дисфункций вошли характерные для нарушения коммуникации состояния.

  1. Фонетико-фонетическое недоразвитие характеризуется неправильным восприятием и воспроизведением только отдельных фонем, причем только в родном языке.
  2. Общее недоразвитие наблюдается в случаях, когда ребенок начинает говорить позднее, чем сверстники, у него бедный словарный запас и дефекты дикции.
  3. Заикание характеризуется правильным восприятием и воспроизведением слогов и слов с затруднением коммуникативной функции без других патологий.

Что делать?

Если вы подозреваете, что у ребенка нарушена речевая функция, понаблюдайте за ним в течение небольшого периода времени, чтобы исключить патологии социального (аутизм) или психологического развития. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы.

  1. Ведет ли малыш себя так же, как и другие дети, охотно ли играет с ними?
  2. Каким образом он общается со взрослыми и делает ли это вообще?
  3. Понимает ли он простую речь и выполняет ли просьбы и поручения?

После этого необходимо пройти обследование у специалистов, уже упомянутых выше, в случае необходимости начать лечение и занятия по коррекции речи.

undefinedPhotographee.eu / Shutterstock.com

Как и с любой проблемой, чем раньше будет диагностировано речевое развитие у малыша, тем больше шансов на эффективное восстановление коммуникативных функций. Не забывайте, что поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение может только врач.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 веских причин, по которым никогда нельзя кричать на ребенка


Данная статья носит исключительно информационный характер. Не занимайтесь самолечением и в любом случае проконсультируйтесь с квалифицированным медицинским специалистом перед применением на практике любой информации, представленной в статье. Редакция не гарантирует какие-либо результаты и не несет никакой ответственности за вред, который может быть нанесен вследствие использования информации, изложенной в статье.

Рекомендуем