Рецензия. "Форма воды": "Хоть форм Твоих постичь я ?

НОВОСТИ

Рецензия. "Форма воды": "Хоть форм Твоих постичь я не могу, во всем вокруг Тебя я нахожу"

Date January 24, 2018 17:07

Мексиканский режиссер Гильермо дель Торо с детства видел в своих снах чудовищ, которых поутру тут же спешил нарисовать в тетради, а в будущем - воплотить в жизнь на экране. Поначалу с этим помогала отцовская камера "Super 8", а вот во взрослом возрасте - целая съемочная группа. Так, из-под "пера" Гильермо вышли такие картины: "Хронос", "Хеллбой", "Лабиринт Фавна", нашумевший "Багровый пик" и даже жутковатый сериал "Штамм".

gettyimages

В шестилетнем возрасте будущий режиссер увидел фильм "Создание из Черной лагуны" и жутко огорчился концовке. Но, как творческий человек, маленький Гильермо уж точно в тот момент что-то для себя решил, потому что в свои 53 года он все же выпустил фильм "Форма воды", рассказывающий романтическую и сказочную историю о большой любви. Давайте разбираться, что из этого получилось. 

Настоящие чудовища - не монстры

События разворачиваются в 60-х годах на фоне противостояния СССР и США во время холодной войны. Немая женщина по имени Элайза работает уборщицей в секретной американской лаборатории. Она живет в доме над кинотеатром, обожает мюзиклы и романтические истории. Добрая, чувственная и чуткая Элайза заботится о своем соседе-кошатнике, выслушивает его истории о неудачной любви и каждый день проживает по одному сценарию. Ее жизнь напоминает прописанный план, но однажды она обнаруживает в лаборатории секретный объект, некое существо. Толком даже не разглядев его, Элайза, как любая романтическая натура, начинает жить мыслями о загадочном человеке-амфибии. Она приходит к нему (и совсем не боится!), приносит завтраки в виде вареных яиц, включает пластинки и даже танцует при нем. Постепенно Ихтиандр начинает доверять девушке, он даже понимает ее язык жестов. В мире, полном людей, главная героиня внезапно осознает, что именно это неизвестное Существо понимает и принимает ее куда лучше других. 

© Форма воды (2017) / Fox Searchlight Pictures

Но беззаботным и счастливым все быть не может. Ясно, что Существо находится в лаборатории не просто так. США планирует изучить его и использовать в гонке против СССР. Не обходится и без русского доктора под прикрытием, который не хочет вредить Ихтиандру, а также и без правительственного агента, который неоправданно жестоко пытает Монстра, совершенно не намереваясь оставлять его живым. Кстати, за это он и лишится своих пальцев, которые еще станут определенным символизмом. Элайза не в силах терпеть таких издевательств, поэтому, вооружившись помощью своих друзей (коллеги по работе, соседа и даже внезапного помощника из лаборатории), она похищает Ихтиандра и поселяет его прямиком в своей ванной.

© Форма воды (2017) / Fox Searchlight Pictures

Наступит день, когда ей придется с ним попрощаться, но этот момент будет куда более трагичным и напряженным, чем можно предположить. Между Элайзой и Существом появились неподдельные чувства, и они смогли стать настоящей парой. Финал их истории непременно вызовет пару слезинок на глазах чутких и романтичных натур.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рецензия. “Мама!”: слепая жертвенность до добра не доводит

Рабочие моменты и режиссерские планы

Гильермо дель Торо планировал черно-белый фильм, но выпускающей студии такая идея не понравилась, поэтому они согласились финансировать только цветную картину. И не прогадали, ведь цвет исполняет в "Форме воды" отдельную роль. Весь фильм пропитан зеленовато-бирюзовыми оттенками, напоминающими атмосферу под водой. Одежда главной героини, стены, пироги и даже машина главного антагониста - все выдержано в этом цветовом спектре, поэтому совсем несложно представить, как все это внезапно окажется на глубине и заиграет еще более яркими красками. К слову, на самом деле даже подводные сцены снимались без единой капли жидкости. Для этого Гильермо дель Торо использовал технику "сухое для мокрого". Эффект достигается при помощи правильно выстроенного цвета и добавления дыма. Съемка происходит в сухой студии, но кажется, будто события разворачиваются под водой. При помощи графики добавили еще несколько штрихов: пузыри, водоросли и легкие подводные волны.

© Форма воды (2017) / Fox Searchlight Pictures

При том, что "Форму воды" уже смело можно называть одним из самых красивых (или самым красивым) фильмом за 2017, а может, и за 2018-й год, бюджет его был невысоким - $19 400 000. Иногда Гильермо использовал для съемок павильоны, арендованные для сериала "Штамм". Компьютерная графика и смекалка режиссера помогли ему сэкономить и сделать из фильма настоящую "конфетку".

Актерам пришлось потрудиться на славу

Главную роль Гильермо написал специально для Салли Хокинс, так как верил в то, что именно она сумеет в лучшем виде передать характер и чувства Элайзы без единого слова. Не ошибся. Внешность актрисы полностью отвечает характеру героини - наивная, чувственная и трогательная.

Роль человека-амфибии досталась 57-летнему Дагу Джонсу. Постановщик фильма за свои деньги создал костюм Существа, хоть ему и помогали дизайнеры "Legacy Effects". Актера гримировали, а потом при помощи компьютерной графики дорисовывали правдоподобные элементы: мерцание кожи, движения жабр и даже моргание. Когда же Существу нужно было совершать акробатические элементы, его рисовали полностью, так как костюм не позволил бы актеру так двигаться. 

© Форма воды (2017) / Fox Searchlight Pictures

Майкл Шеннон (полковник Ричард Стрикленд), Ричард Дженкинс (Джайлс), Октавия Спенсер (Зельда) и Майкл Стулбарг (доктор Роберт Хоффстетлер) отлично справились со своими ролями, а изюминку касту Гильермо добавило участие русских актеров. Сергей Никонов, Алексей Панкратов и Евгений Акимов исполнили роли советских музыкантов, сыгравших известную мелодию песни "Очи черные".

Не стоит ждать от "Формы воды" слишком много. Сюжет не изобретает велосипед. Это история о любви, о взаимопонимании и наоборот - о непонимании и непринятии большинством меньшинств, об одержимости своей профессией и идеей, о вечном духе соперничества между большими державами и, в конечном счете, о том, что, оказываясь на волосок от смерти, человеку либо есть о ком грезить и кого любить, либо не о ком даже подумать из-за переизбытка одиночества.